|
Уроки Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.
Щербатова Ольга Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели. Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они · позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; · позволяют индивидуализировать процесс обучения; · повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); · активизируют познавательную деятельность учащихся; · развивают творческий потенциал учащихся; · осовременивают урок. Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: · при объяснении нового материала; · закреплении; · повторении; · контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Основные направления использования компьютерных технологий на уроках · Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал) · Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия) · Тренажёр · Контроль за умениями, навыками учащихся · Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся · В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках? · Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; · Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; · Визуализация учебного материала; · Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой · Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; · Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; · Стимулирование воображения школьников; · Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. 1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. (Обзор компьютерных образовательных программ) Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: · повысить интерес учащихся к предмету; · повысить успеваемость и качество знаний учащихся; · сэкономить время на опрос учащихся; · дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; · помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей. На наш взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует § повышению качества обучения; § выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда; § радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления; § эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности; § развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса; § развитию самостоятельности учащихся; § развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно: а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация); б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации; § непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных. К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. На наш взгляд, компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора. Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для: - планирования учебного материала и учебных занятий, - подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word); - обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel). В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую: ¨ стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс); ¨ программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс); ¨ компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс); ¨ электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс); ¨ справочные ресурсы Интернета: сайты российских и белорусских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России и Беларуси, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс); ¨ проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс); ¨ участвую в создании газеты, посвященной русской филологии, существующей в Интранете - локальной сети, в которую объединены компьютеры гимназии (9-11 класс). Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Попробую обосновать использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы в 11классе 1. Проведение компьютерных уроков. Внедрение комплекса программ фирмы "ИнисСофт" серии "Компьютерное обучение". Занятия с компьютерной поддержкой проводятся за счет часов учебного плана и школьного компонента (факультатив, стимулирующие занятия). При проведении таких уроков преследую следующие цели: а) формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; б) формирование исследовательских умений; в) закрепление материала, изученного на уроках (главная цель). ПМК «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» используется при проведении факультатива и стимулирующих занятий. 2. Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Презентации существенно повышают наглядность и доступность учебного материала. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор. 3. Применение технологии «Распределённый учебный процесс». Данная технология позволяет включать в учебный процесс домашние компьютеры учеников. Учебные и дидактические материалы к урокам, электронные учебники передаются ученикам для работы дома. В качестве учебных и дидактических материалов выступают: электронные учебники; инструментарий по разделу (тема); банк данных интернет-рессурсов; дополнительная информация к разделу в учебнике; опрежающие задания для изучения раздела (темы). Приведём примеры использования учебных и дидактических материалов, используемых при технологии «Распределённый учебный процесс». v Список электронных учебников и пособий по русскому языку для учащихся 11 класса (авторы – преподаватели кафедры русского языка, общего и славянского языкознания филологического факультета БГУ): «Практикум по орфографии», «Практикум по пунктуации», «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование» «Современный русский язык: Морфология», «Экзаменационные тесты» - поуровневые тесты, апробированные на вступительных экзаменах в БГУ и ответы к ним, «Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения», «Русский язык в задачах и ответах» - лингвистические задачи для олимпиад, викторин и самообразования. v Образец инструментария – комплекса информационных ресурсов, позволяющего получать не усреднённую, а индивидуально–личностную информацию. Инструментарий даётся перед изучением раздела, темы. Творчество Сергея Есенина
v Банк данных Интернет-рессурсов 4. Газета в Интранете (этап внедрения). Совместно с учащимися подбирается материал, учащиеся не только набирают тексты своих работ, но и учатся их редактировать, также создаются рисунки или помещаются фотографии, приобретаются навыки графического изображения. В газете есть следующие рубрики: «Хронограф», «Персоналия», «Из творческих работ», «Задания повышенной сложности по русскому языку», «Виртуальные книжные полки», «Проба пера». Образец декабрьского номера смотри в Приложении. 5. Использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к урокам и факультативу. Для подготовки к централизованному тестированию упражнений из учебника Р.Г. Чечет недостаточно, поэтому на уроках в 11 классе практикую применение так называемых рабочих листов, на которых распечатываются упражнения, а при отсутствии темы в учебнике и теоретический материал.
\
|
Данный сайт является неофициальным
некоммерческим, любительским проектом
Copyright © 2008 by Jonecuper |