ПРИЗВАНИЕ - УЧИТЕЛЬ
(сайт Щербатовой Ольги Михайловны)

(сайт Щербатовой Ольги Михайловны)

Сделать стартовой
Добавить в избранное
Карта сайта
Главная Новости Уроки Библиотека Фотоальбом О себе
 

Уроки

Довлатов

                       Конспект урока литературы

                                         9 класс

          Учитель  Щербатова Ольга Михайловна

 

 

Тема урока:

                       С.Д. Довлатов. Знакомство с личностью и биографией писателя.

                        Повесть «Чемодан».Художественные особенности повести                   «Чемодан».

 

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с жизнью и его творческой                                       деятельностью писателя  на примере повести «Чемодан».

2) Помочь учащимся сформировать образ Довлатова: писателя и человека, разглядеть уникальность, новаторство, традиционность его прозы.

3) Проанализировать своеобразие прозы Довлатова на примере повести «Чемодан» (новелла «Шоферские перчатки») и отрывков из других произведений автора.

4) Развивать интерес к чтению и изучению произведений современной русской литературы.

 

Тип урока:  изучение нового материала.

 

Вид урока: урок знакомства с жизнью и творчеством С.Д. Довлатова и

                     его  повестью «Чемодан».

 

Технология: технология развивающего обучения с применением мультимедиа технологий, Интернета.

Словарная работа:

·        Новелла, оксюморон

1.  Оргмомент.

 

2   Объявление темы и целей урока.  (1 мин)

Сегодня мы встречаемся с русским писателем конца ХХ века - Сер­геем Донатовичем Довлатовым. Наша цель - сформировать образ Довлатова: писателя и человека, разглядеть уникальность, новаторство, традиционность его прозы.

 Довлатов относится к тем талантливым писателям, которые по тем или иным причинам покинули Родину и обрели популярность, печатаясь на западе (слайд 2). Эпиграфом к уроку хотелось бы привести строки современного поэта Аркана Аркадьева:

 

                                        

                                        Жаль, что не смог пожить ещё.

Попрать Судьбы своей законы,

а как бы было хорошо:

другие - "Наши" были б, - "Зоны".

И с высоты своих высот,

для нас открыл, свои ты дали.

Свою любовь, свои печали -

Души отчаянный полёт.

И вот теперь она парит -

над каждой строчкой, каждым словом,

невыносимым тихим стоном

со всеми нами говорит...

 

Довлатов

 

 

3.  Знакомство с биографией писателя.

 

3.1  Слово учителя. (2 мин.)

(Слайд 3)

3 сентября 2007 года исполнилось 66 лет со дня рождения писателя.
Прошло одиннадцать лет со дня его смерти в 1990 году. Это произошло в

Нью-Йорке, куда Довлатов вместе с семьёй перебрался в конце 70-х годов. Он был редактором эмигрантской газеты, выступал по радио, писал прозу… Казалось бы, всё. Однако незадолго до смерти он получил несколько литературных премий, попал в десятку самых интересных писателей Америки, печатался в журнале «Нью-Йоркер», где до него из русских писателей печатался только Владимир Набоков. При жизни писателя его произведения были переведены на немецкий, датский, шведский, финский, японский языки. (слайд 4)

Трудно представить, каким громким именем он обладал бы сейчас, если бы не ушёл из жизни. Да и к чему всё это представлять?..
Теперь его книги переведены на многие языки, в России большим тиражом издаются собрания довлатовских сочинений, о нём имеется обширная литературная критика, в театрах инсценируют его прозу, некоторые рассказы переносятся на киноэкран.

Давайте и мы познакомимся с его биографией.

 

3.2. Интернет- справка  (3 мин.)

 

ДОВЛАТОВ Сергей Донатович

  Родился в 1941 году в Уфе, куда эвакуировали его семью. С 1945 года жил в Ленинграде. В 1959-1962гг. учился на отделении финскго языка филологического факультета ЛГУ. Служил в армии в конвойных войсках, охранял лагеря для уголовных преступников в Коми АССР. В конце 1960гг. вернулся в Ленинград и учился на факультете журналистики ЛГУ. Зарабатывал на жизнь в основном журналистикой. В 1974-1976гг. жил в Таллине, работал корреспондентом таллинской газеты «Советская Эстония», экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом. 1976г. вернулся в Ленинград. 
    Писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. 
    В 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР. 
    В 1978 году эмигрировал из Советского Союза в Австрию, затем в США. Жил в Нью-Йорке, где издавал «лихую» либеральную эмигрантскую газету «Новый американец». К середине 80-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижном журнале «New-Yorker». 
    Умер в 1990 году в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. 
    За двенадцать лет жизни в эмиграции издал двенадцать книг, которые выходили в США и Европе. В России писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода». Сейчас в Москве опубликованы многочисленные сборники его рассказов, вышло Собрание сочинений.  (Слайд 5,6)

 

3.3.  Сообщение учеников.  (3 мин.)

«Я вынужден сообщать какие-то детали моей биографии, иначе многое останется неясным. Сделаю это коротко, пунктиром.
     Толстый застенчивый мальчик... Бедность... Мать самокритично бросила театр и работает корректором...
     Школа... Дружба с Алешей Лаврентьевым, за которым приезжает "форд"... Алеша шалит, мне поручено воспитывать его... Тогда меня возьмут на дачу... Я становлюсь маленьким гувернером... Я умнее и больше читал... Я знаю, как угодить взрослым...
     Черные дворы... Мечты о силе и бесстрашии... Похороны дохлой кошки за сараями... Моя надгробная речь, вызвавшая слезы Жанны, дочери электромонтера... Я умею говорить, рассказывать...
     Бесконечные двойки... Равнодушие к точным наукам... Совместное обучение... Девочки... Неуклюжие эпиграммы..

. . .


     1952 год. Я отсылаю в газету "Ленинские искры" четыре стихотворения. Одно, конечно, про Сталина. Три — про животных...
     Первые рассказы. Они публикуются в детском журнале "Костер". Напоминают худшие вещи средних профессионалов...
     С поэзией кончено навсегда.
     Аттестат зрелости... Производственный стаж... Типография имени Володарского... Университет имени Жданова... Филфак...(Слайд 7) Прогулы... Студенческие литературные упражнения...
     Бесконечные переэкзаменовки... Несчастная любовь, окончившаяся женитьбой... Знакомство с молодыми ленинградскими поэтами — Рейном, Найманом, Бродским...

. . .

     1960 год. Новый творческий подъем. Тема — одиночество.
    
     Выпирающие ребра подтекста. Хемингуэй как идеал литературный и человеческий...(Слайд 8) Недолгие занятия боксом... Безделье... Повестка из военкомата... За три месяца до этого я покинул университет.
     В дальнейшем я говорил о причинах ухода — туманно. Загадочно касался неких политических мотивов.
     На самом деле все было проще. Раза четыре я сдавал экзамен по немецкому языку. И каждый раз проваливался.
     Языка я не знал совершенно. Ни единого слова. Кроме имен вождей мирового пролетариата. И наконец меня выгнали. Я же, как водится, намекал, что страдаю за правду.(Слайд 9) Затем меня призвали в армию. И я попал в конвойную охрану. Очевидно, мне суждено было побывать в аду..».

(Из повести "Ремесло")

 

3.4. Фонозапись голоса Довлатова  (2 мин.) Слайд 10

 

3.5  Слово учителя. (Слайд 11)

 

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 г. в Уфе, куда была эвакуирована из Ленинграда его мать. Позднее в цикле «Ремесло» писатель опишет символический эпизод из своего младенчества, в котором ему виделись знак особого предназначения и истоки его литературной родословной: «Мать шла с коляской по бульвару. И тут ее остановил незнакомый человек…  Его лицо было некрасивым и грустным. А главное – совсем простым, как у деревенского мужика. Я думаю, что оно было еще и значительным. Не даром мама помнила его всю жизнь… «Простите, - решительно и смущенно выговорил он,- но я бы хотел ущипнуть этого мальчишку…» Человек, который хотел ущипнуть меня был Андреем Платоновым».

         Можно усомниться в достоверности описанного происшествия, основанного лишь на том, что Платонов находился в Уфе в то самое время, когда там появился на свет Довлатов, но остается несомненным желание писателя указать на связь своей прозы с Платоновской традицией.

 

 

4.  Аналитическая работа.

      Повесть «Чемодан» .

 

4.1.  Слово учителя. (2  мин.)  Слайд 12

 

Мы узнали биографию Довлатова. Сергей Донатович Довлатов превратил свою биографию в одно большое литературное произведение. Читая прозу С. Д. Довлатова, обращаешь внимание на то, что в большинстве его произведений повествование идет от первого лица. Возникает ощущение присутствия самого автора. Завершая роман «Иностранка», писатель сам говорит об этом: «Ты - персонаж, я - автор. Ты - моя причуда. Все, что слышишь, я про­изношу. Все, что случилось, мною пережито». И далее: «Те, кого я знал, живут во мне. Они - моя неврастения, злость, апломб, беспечность». Говоря о С. Д. Довлатове в его произведениях, мы будем называть его «автор-персонаж», что, безусловно, не озна­чает, что вся проза писателя абсолютно биографична.

Рассказы из цикла «Чемодан» тоже основаны на биографическом опыте. Впервые «Чемодан» был опубликован в 1986 году и представляет собой образец зрелой довлатовской прозы.

 В «Чемодане» повествование ведётся от лица самого Довлатова. Впрочем, это не означает, что всё им рассказанное – чистая правда.

 

 

4.2 Особенности композиции повести   (2 мин.) Слайд 13

Сборник составляют новеллы, которые образуют единую композицию, оставаясь самостоятельными. Цикл мог быть дополнен и расширен, видоизменён и приобрести новые оттенки.

Новеллы

·        «Креповые финские носки»

·        «Номенклатурные полуботинки»

·        «Приличный двубортный костюм»

·        «Офицерский ремень»

·        «Куртка Фернана Леже»

·        «Поплиновая рубашка»

·        «Зимняя шапка»

·        «Шоферские перчатки»

 

 

 

4.3.   Работа с интернет-словарем : введение понятия новеллы (2 мин.)

 

4.4.   Прослушивание предисловия к повести «Чемодан»  (6 мин. +  3 мин).

Чемодан становится складом памяти, он таит воспоминания.

Чемодан «Чемодана», кажется, реален, но у него, возможно, существуют литературные прототипы. (Слайд 14) У Ильи Ильфа в «Записных книжках» есть фраза «Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу». Чемодан в книге – хранитель «пропащей, бесценной, единственной жизни». В «Чемодане» вещи хранят в себе память о прошлом, память, которую невозможно вытряхнуть точно пыль. Собранные вместе, вещи становятся своеобразным конспектом прожитых лет. Недаром эпиграфом к циклу выбраны слова Александра Блока: «Но и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне». «Пропащая, бесценная, единственная жизнь» выглядит в «Чемодане» уже не процессом, а неким предварительным итогом.

 Кстати, чемодан встреча­ется и в других произведениях писателя, и всякий раз он являет­ся символом неустроенности, одиночества, бессмысленности суще­ствования, того, что не любит или не может понять писатель:

 

·        «На кухне в ряд стояли чемоданы. Это были одинаковые но­вые чемоданы с металлическими замками. Они вызывали у меня чувство безнадежности» («Заповедник» ).

 

·        «Есть что-то жалкое в корове, приниженное и отталкивающее. В ее покорной безотказности, обжорстве и равнодушии. Хотя, ка­залось бы, и габариты, и рога ... Обыкновенная курица, и та вы­глядит более независимо. А эта - чемодан, набитый говядиной и отрубями ... Впрочем, я их совсем не знаю» («Компромисс»).

 

 

 

4.5.  Художественные особенности повести (Аналитическая работа).    

Каждая вещь, извлеченная из чемодана, является основой сю­жета новой главы, которые вместе составляют воспоминания о жизни и встреченных людях. В основе этих воспоминаний ­«пропащая, бесценная, единственная жизнь».

Один из современников отметил, что в литературе для С. Д. Довлатова главное - «стариннейшее представление о со­держательности и о чувстве вины за мерзость жизни». А как ча­сто встречается в разных произведениях писателя это слово ­жизнь! Какая она для С. Д. Довлатова? (Слайд 15)

 Прочитайте цитаты из ря­да произведений писателя , подумайте об этом и назовите художественные средства, которые использует Довлатов, описывая жизнь.

:

 

·        «К сожалению, наша жизнь пишется без черновиков. Ее нель­зя редактировать, вычеркивая отдельные строки. Исправить опе­чатки будет невозможно» («Ремесло» ).

 

·        «Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем»  «Заповедник» ).

 

·        «Слабые люди преодолевают жизнь, мужественные - осваи­вают ... Если живешь неправильно, рано или поздно что-то слу­чится» («Заповедник»).

 

·        «Все,- говорю,- прекрасно! Нормальная собачья жизнь!» ( «Компромисс».)

 

-  Назовите художественные средства, которые использует Довлатов,

    описывая жизнь.

 

Глава «Шоферские перчатки», как и вся повесть «Чемодан», не оптимистична. Потому что писатель Довлатов, вглядываясь в людей, в героев своих будущих произведений, не забывал о том, что «жизнь одна, другой не будет» («Компромисс»).

 

 Это чувство роднит С. Д. Довлатова с его любимым писателем А. П. Чехо­вым(Слайд 16): «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда ­болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как он не видит и не слышит других» (А.П.Чехов. «Крыжовник»).

И А. П. Чехов, и С. Д. Довлатов, каждый по-своему, чувство­вали человеческую неустроенность, боль непонимания и одновре­менно неуклонное движение жизни, которая «пишется без черно­виков».

 

 - Итак, мы уже сказали, что каждая вещь, извлеченная из чемодана, является основой сю­жета новой главы. Какая история связана с шоферскими перчатками в одноименной новелле? (Краткий пересказ новеллы – 3 мин)

 

- Определите основную мысль прочитанной новеллы «Шоферские перчатки». (Слайд 17)

 

·        Писатель утверждал, что в его произведения не заключена какая-либо мораль, так как сам автор не знает, для чего живут люди: «Деятельность писателя в традиционном русском понимании связана с постановкой каких-то исторических, психологических, нравственных задач. А я рассказываю истории. Я когда-то делал это устно, а потом начал эти истории записывать. Я чувствую себя естественно и нормально, когда я что-то рассказываю или записываю… Поэтому всю свою жизнь я рассказываю истории, которые либо где-то слышал, либо выдумал, либо преобразил».

 

 

- От чьего лица веется повествование? Кто является главным героем новеллы? (Слайд 18)

 

·        Герой Довлатова – не только «простой человек», но такой, как все, такой, как любой из нас, носит имя и фамилию самого автора.

 

- Какие стилевые особенности прозы Довлатова вы заметили? (Слайд 19)

·        Стилевой доминантой в прозе Довлатова становится установка на предельно лаконичную, лишённую преурашательства прозу. Повествование организовано прежде всего при помощи нейтрального слова, обычно автор избегает каких-либо форм просторечной, диалектной лексики.

 

     -Только самый внимательный читатель мог заметить главную черту    литературного языка  писателя отличающую его от других авторов. Какая она? (Слайд 20)

 

·        Литературный язык становится важнейшим компонентом художественной речи в целом. В прозе Довлатова нет случайных слов. Известно, что автор следовал беспрецедентному правилу – не употреблять в пределах одного предложения слов, начинавшихся с одной и той же буквы.

 

5. Домашнее задание (Слайд 21)

 «Довлатов знал секрет, как писать интересно»,- писал в воспоминаниях о С. Довлатове Лев Лосев.

Ответьте письменно на вопрос:

Как вы думаете, что составляет этот секрет?

 

6. Оценки за урок.

 

7. Итог урока.

 

Подводя итог всему сказанному о Довлатове, определим, в чем же состоит традиционность, а в чем новаторство, своеобразие творчества писателя. (Слайд 22)

В творчестве С.Д. Довлатова присутствует как следование традициям русской литературы (А.П. Чехов):

·         размышления о смысле  жизни, счастье,

      так и новаторство:

·        установка на предельно лаконичную, лишённую преурашательства прозу,

·        автор следовал беспрецедентному правилу – не употреблять в пределах одного предложения слов, начинавшихся с одной и той же буквы,

·         особый тип главного героя - «автор-персонаж».

 

 

                  3 сентября 2007 года на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге открыли Мемориальную доску Сергею Довлатову. (Слайд 23)

У дома №23 на улице Рубинштейна собрались сотни людей. В руках цветы и видеокамеры. Музыканты играют джаз. В этом доме он прожил 31 год.

             В мероприятии приняли участие вдова писателя Елена Довлатова и дочь Катерина, которая возглавляет Международный Фонд Довлатова.

 С инициативой установки мемориальной доски выступили друзья Сергея Довлатова, поклонники его творчества. К сожалению, Сергей Донатович

не получил прижизненного признания на Родине, но он всегда верил, что это случится. Однажды Довлатова спросили о том, кому нужны его произведения в Советском Союзе, он ответил: «Всем. Просто сейчас люди об этом не догадываются». Слова писателя оказались пророческими, сейчас Довлатов по праву считается одной из самых ярких личностей в русской литературе XX века.

 

  А закончить урок хочется словами самого Довлатова (Слайд 24)

«Я люблю Америку… Благодарен Америке, но Родина моя далеко. Нищая, голодная, безумная. Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших своих сыновей! Родина – это мы сами… Все что с нами было, - Родина.. И все, что было, - останется навсегда…»

 

 


 
Данный сайт является неофициальным некоммерческим, любительским проектом

Copyright © 2008 by Jonecuper

Hosted by uCoz